?

Log in

 
 
30 Июнь 2016 @ 22:34
"Как будто у города нету "сегодня", а только - "завтра" и "вчера"  
Эта книжка оказалась у меня случайно. Ладно, что уж скрывать - с помойки, где у нас время от времени оставляют стыдливые стопочки ненужных более домашних библиотек. Невзрачная обложка не слишком вдохновляла, но форзац неожиданно задержал взгляд: на размытом буро-голубом фоне проступал фантомный город с низкими домиками с башенками, извозчиками, собаками и булыжной мостовой. Неизвестный мне автор с экзотическим именем Стефан вел рассказ о мальчиках и девочках былого времени - 1927 года, если быть точным. Ребята были как ребята, ничем не выделяющиеся среди сотен прочих книжных ребят, сюжет прост, а тайны шиты белыми нитками, но неназванный Город раскинулся на страницах привольно и живописно.


Захаров_001.jpg





Угадать его было несложно. Уже почти не Екатеринбург и еще не совсем Свердловск: еще целы старообрядческая церковь и польский костел, но уже открыли памятник Свердлову, еще полно конной тяги, но уже пустили первый автобус. В магазины ходят больше поглазеть, но Михаил Иванович уже заезжал и объяснил пользу новой экономической политики. Заводы пока в концессии, но уже роют котлованы под будущий Уралмаш. Еще играют в "жоску" и распевают "Кирпичики", но их уже крепко теснят "синеблузники". Главная улица расцвела частным предпринимательством, а в ноябре - круглая дата, первый юбилей революции!


Памятник Свердлову.jpg      



sverdlovsk-0246.jpg



Захаров_город1.jpg

Захаров_город2.jpgЗахаров_город3.jpg


извозчики и автобусы.jpg

а вот кому.jpg

Шерстяное дело.png


Захаров_пожар_ГУМ.jpg

Гудок_16.01.1927_Пожар в Свердловске.png


Захаров_пожарные.jpg


Захаров_синеблузники1.jpg

Захаров_синеблузники2.jpg

Захаров_синеблузники3.jpg


инсценировка1.jpg инсценировка2.jpg инсценировка3.jpg инсценировка4.jpg




SAM_5248.JPG   С великим Октябрем_1927.jpg


вожди1.jpg

вожди2.jpg


Захаров_праздник1.jpg

Захаров_праздник2.jpg

Захаров_праздник3.jpg

Захаров_праздник_илл.jpg

Захаров_праздник4.jpg


1 мая 1928 года на пл.Парижской Коммуны..jpg


Захаров_праздник6.jpg




Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку.jpg



фильм1.jpg




Пестрое бурное время описано с наслаждением и немалой иронией. Юные герои, вынесенные в заглавие, совершенно терялись в сочном паноптикуме городских типов.
Захаров_002.jpg

Захаров_003.jpg

Захаров_004.jpg

Захаров_005.jpg


Захаров_типы_актер1.jpg

Захаров_типы_актер2.jpg


Оперный театр.jpg



Захаров_типы_доктор1.jpg

Захаров_типы_доктор2.jpg


Захаров_типы_коллекционер.jpg


Захаров_типы_читатель.jpg





Захаров_пивная1.jpg

Захаров_пивная2.jpg

Захаров_пивная3.jpg

Захаров_пивная4.jpg

Захаров_пивная5.jpg

Захаров_пивная6.jpg

Захаров_пивная7.jpg




Автор позволил себе порезвиться, добавив к подлинным воспоминаниям немного пародийных штрихов. По уверениям знавших Стефана Захарова, краеведа и журналиста, один из главных героев повести обрел редкостную фамилию Пиньжаков в честь его старого друга и соратника, "преподаватель курсов профдвижения Лев Наумович Шукстов” - намек на профессора-социолога Л.Н. Когана, женатого на З.Н. Шукстовой “толстый фотограф Иван Николаевич Вяткин” - на И.Н. Тюфякова, который был известным фотографом, хотя толстым не был. Рискну предположить, что беззаветный защитник всего живого портной Рябинкин - шаржированный портрет достославного собаковеда и собаколюба Бориса Рябинина.

Захаров_типы_Рябинкин.jpg




Фон оказался важнее сюжета. Повесть хороша яркой фактурой двадцатых, иногда очень неожиданной. Это не только забавные призывы на праздничных плакатах и нелепые театральные постановки, но и забастовка рабочих завода - на десятом году советской власти. На прямой вопрос учеников, как такое возможно в Советской стране, учитель уклончиво заговорит на общие темы. И тут же обнаружится, что - о ужас! о позор! - в календаре отмечен праздник Рождества. Будет рабочий день - сурово решат юные пионеры, и учительница стальным голосом пересчитает несогласных. А по бывшей Никольской, ныне Белинского, тем временем крупно шагает высокий незнакомец с тяжелой тростью. Неужто не узнали? Маяковский!


Захаров_забастовка1.jpg

Захаров_забастовка2.jpg



Захаров_рождество1.jpg

Захаров_рождество2.jpg


Календарь 1927.jpg


антирождественский призыв.jpg



Захаров_рождество3.jpg

Захаров_рождество4.jpg


Беспризорники в колонне пионеров на первомайской демонстрации. 1927 год..jpg






Захаров_000.jpg


 
 
 
murmon on Июнь, 30, 2016 21:25 (UTC)
Какой-то странный календарь за 1927 год. Вроде бы, уже новый стиль, Октябрьский праздник 7 ноября, а не 25 октября, а вот Рождество почему-то католическое, не правлславное, 25-26 декабря, причем это тоже неправильно, по старому стилю должно быть 24-25 декабря. То есть морочили голову народу верующему.
tomtartomtar on Июль, 1, 2016 05:39 (UTC)
Он не один такой http://sagittario.livejournal.com/468993.html

30 июля 1923 года Президиум ВЦИК рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания, издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112 КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ».
murmon on Июль, 4, 2016 12:37 (UTC)
Агитки комсомольцев, посвященные Рождеству, настоящей "идеологически разрушающей силы" не имели, ибо 25-26 числа в тот год отмечали рождество только на западе. А русские православные люди отмечали рождество 6-7 января нового стиля с пирогами в своих домах...Ну и в церковь может ходили, но вовсе не по светскому календарю 1927 года.
tomtartomtar on Июль, 4, 2016 15:10 (UTC)
Мы же не об агитках, а о печатном календаре. Он отражает официально установленные даты. Удивительно, что при ярой борьбе с религией вообще указывались церковные праздники, да еще так долго.
murmon on Июль, 4, 2016 21:40 (UTC)
Я думаю, что это указывали в календарях, чтобы показать наличие в стране свободы совести, гарантированной конституцией СССР. Но даты религиозных праздников были указаны неверно, на 13 дней раньше. И поэтому даже верующие люди могли со спокойной совестью в эти дни работать, ничего не нврушая. Настоящие религиозные праздники в календарях этих были указаны как рабочие дни, черной краской.
donna_bentadonna_benta on Июль, 1, 2016 16:47 (UTC)
Интереснейший краеведческий материал! С удовольствием прочитала. И так жаль, что книга поздняя, а ведь как раз о том времени, о котором часто говорим в сообществе. Все, о чем в детских книжках 20-х рассказано лаконично и репортажно, оживает в живых картинках.
Только к концу поняла, откуда у автора умение быть интересным, подать тему. Ответственный секретарь "Уральского следопыта"все же.
А газеты 20-х - бесконечный кладезь. Автор с бойким пером мог бы и сегодня, изучив их, писать колоритнейшую прозу.
Оспа и Скарлатина покорили) Я говорила наверняка, что у нас один методист уже лет 10 ведет "здоровьесберегающее" направление, подобный просветительский "агиттеатр" до сих пор жив, но уже не как инициатива самих детей и молодежи.
tomtartomtar on Июль, 1, 2016 17:18 (UTC)
Для хорошей, увлекательной книги "о времени большевиков" одного бойкого пера недостаточно. Захаров знал и любил историю своего города, вживую наблюдал многие события, бережно собирал краеведческие материалы. Интересно, что жизнь тех лет была сильно театрализована, несколько в ярмарочном стиле, но, можно сказать, это было аналогом сегодняшних инстаграмма и ю-тьюба: броско, эпатажно, увлекательно, доступно для малограмотных. И ведь действовало! Как ни нелеп перепляс Оспы и Скарлатины, то, что эти болезни в целом остались в прошлом - заслуга и школьной самодеятельности тоже.
donna_bentadonna_benta on Июль, 1, 2016 17:51 (UTC)
Я в первую очередь и обратила внимание на вашу информацию, что Захаров из "Уральского следопыта",сотрудников которого отличала особая культура работы с краеведческим материалом и глубокие знания.
Про бойкое перо - отсылка к сегодняшнему дню, когда у авторов нет собственных воспоминаний о том времени, но так хочется, чтобы источники изучались глубже, в них таится столько интересного и неожиданного.
А 20-е годы - кипящее время, время "жизнетворчества". И что-то Бахтин вспомнился с его народной смеховой культурой и теорией карнавала.
tomtartomtar on Июль, 2, 2016 17:15 (UTC)
Книжка скромная, и сам Захаров трезво оценивал и свои возможности, и достоинства повести, но краеведческая составляющая, поданная не только со знанием, но и с юмором, мне понравилась. Не жалею о своей находке и на помойку она снова не отправится ))
donna_bentadonna_benta on Июль, 2, 2016 17:18 (UTC)
Хорошая находка)